Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования.
Министерство просвещения РФ приоритетной задачей видит повышение качества образования в ходе внедрения ФГОС и формирования функциональной грамотности учащихся с учетом перспективных направлений развития отечественных и международных исследований.
В этой связи, в рамках реализации национального проекта «Образование», Минпросвещения России реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы
Иные ресурсы и полезные ссылки по формированию и оценке функциональной грамотности
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru
- Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки // ГК "Просвещение" PISA
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач // center-imc.ru
- Открытые задания PISA
- Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
- Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы
- Оценка читательской грамотности выпускников начальной школы
- Тесты для оценки уровня финансовой грамотности
Методическое обеспечение
- Формирование функциональной грамотности // Единое содержание общего образования, Минпросвещения России
- Семинары по функциональной грамотности // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
- Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности // АУ "Институт развития образования", ХМАО - Югра
- Страницы предметных ГМО на сайте городского сетевого педагогического сообщества SurWiki
- ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Учебно-методическое пособие
- Просвещение. Поддержка // Учитель.Club
- Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Глобальные компетенции // Минпросвещения России, ИСРО РАО
- Формирование функциональной грамотности // презентация
- Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации // БФ Сбербанка Вклад в будущее
- Методические рекомендации для учителей и родителей // БФ Сбербанка Вклад в будущее
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов // Самара: СИПКРО
Рекомендации для учителей
Функциональная грамотность. Банк учебных заданий. Руководство пользователя.
https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7739-bank-zadanij-dlya-formirovaniya-funktsionalnoj-gramotnosti-2 - Банк заданий для формирования функциональной грамотности
https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7580-normativnoe-obespechenie - Нормативное обеспечение
https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7733-metodicheskij-abonement - Методический абонемент
https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7735-poleznye-ssylki-2 - Полезные ссылки
Методическим центром по финансовой грамотности «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее – Центр) подготовлены и опубликованы для свободного доступа видеоматериалы для педагогов по формированию финансовой грамотности младших школьников на уроках математики и окружающего мира, включению финансовой грамотности в предметы «Математика», «Обществознание» и «География». Так же Центром собрана самая масштабная в России библиотека методических материалов по финансовой грамотности для обучения различных категорий учащихся. Информация о методических материалах и мероприятиях Центра размещена на сайте: https://fmc.hse.ru/.
Из опыта работы
Презентация "Формирование математической грамотности в КСОШ"
Презентация "Формирование математической грамотности"